Ответственность экспедитора при краже груза

  • 0 replies
  • 27 views
*

TUTELL

  • *****
  • 34
  • +0/-0
    • Просмотр профиля
Ответственность экспедитора
Организация А (клиент-экспедитор) заключила договор транспортной экспедиции с Организацией Б (экспедитор). На основании заключенного договора была принята заявка для исполнения международной перевозки по маршруту Англия - РФ. В свою очередь Организация Б привлекла польского перевозчика, который 10.12.2018 вечером остановился на отдых, согласно режима труда и отдыха водителей на автобане для стоянки грузовых автомобилей. Утром водителем было обнаружено, что тент порезан и весь груз украден на сумму 19 152 GBP. В свою же очередь водитель сразу же вызвал полицию, способствовал расследованию, обратился с заявление в свою страховую организацию. При рассмотрении всех обстоятельств, страховая организация перевозчика произвела возмещение утраченного груза в размере 5361,06 Евро, согласно ст. 23 КДПГ: «Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, за отсутствием таковой, на основании текущей рыночной цены, или же, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Однако размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за кг недостающего веса брутто».
Сумма ущерба страховой была рассчитана по 8,33 СДР (специальное право заимствования), так как в CMR не была объявлена стоимость груза и в заявке не было  надбавки к провозной плате. Согласно ст. 23 КДПГ: «Более значительное по своему размеру возмещение может быть потребовано с транспортера только в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 была сделана декларация о стоимости груза или декларация о дополнительной ценности груза» и ст. 24 КДПГ: «Отправитель может декларировать в накладной, при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае декларированная сумма заменяет этот предел».
В соответствии со статьей 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза с момента принятия его к перевозке и до момента его сдачи. При этом перевозчик освобождается от ответственности, если утрата груза произошла вследствие обстоятельств, избегнуть наступления которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить, причем бремя доказывания данных обстоятельств лежит на перевозчике.
Организация А подала исковое заявление на Организацию Б на разницу стоимости украденного груза и суммой возмещенной страховой перевозчика в размере 8 096, 07 евро.
Так как Организацией Б для перевозки использовался транспорт, не принадлежащий ее организации, применяются нормы, регулирующие отношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции. Из содержания копии международной товарно-транспортной накладной (CMR) усматривается, что договор не содержал реквизитов Организации Б.
В соответствии с ч. 1–4 ст. 27 Закона от 13.06.2006 N 124-3 «О транспортно-экспедиционной деятельности» Экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело».
Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора. Таким образом, по делу подлежал доказыванию факт принятия экспедитором груза в свое ведение в рамках перевозки. В материалах дела таких доказательств не было (расписка экспедитора не оформлялась, в международной товарно-транспортной  накладной (CMR) отметка Организации Б как перевозчика отсутствует).
Поскольку в договоре отсутствует положение о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, непосредственно экспедитором, то в данном случае такое требование предъявляется непосредственно перевозчику, а ответственность Перевозчика определяется согласно ст. 23 КДПГ, которая не может превышать 8,33 расчетной единицы за кг недостающего веса брутто, а именно 5361,06 Евро.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового требования в связи с необоснованностью и недоказанностью заявленного иска.